Статьи

КОПАТЬ ИЛИ НЕ КОПАТЬ?

Этот риторический вопрос постоянно будоражит умы жителей крупных городов и посёлков, деловых центров и тихих окраин спальных районов. Ведь ни для кого не секрет, что инженерные коммуникации – эти невидимые артерии, которые обеспечивают существование любому населённому пункту, морально и физически устарели и нуждаются в срочной реконструкции или полной их замене. Заключения экспертов, к которым мы привыкли и воспринимаем как ежедневный прогноз погоды, неумолимы: степень функционирования системы жизнеобеспечения нашего города близка к критической. И этот факт представляет собой реальную угрозу экономической и социальной стабильности  Харьковского региона, как впрочем  и многих областей Украины. К слову, последствия постоянных отключений и перебоев в водоотведении, снабжении города водой, электричеством, газом уже многократно испытывали на себе как население Харькова, так и представители крупного и малого бизнеса. В то же время и организации-поставщики также несут значительные, в том числе, технологические потери. То есть проблема эта известна, насущна и … нерешаема на протяжении десятилетий.

Инженерные коммуникации – это особая сфера, которая требует более тщательной проработки при принятии решения. При малейшей ошибке решение вопроса в денежном выражении может вырасти в несколько раз. Можно сказать, что перечень причин, побуждающих искать выход из создавшейся ситуации, много.  А главные из них следующие:

Первая: процесс проектирования новой коммуникации длителен. По стоимости он составляет 5-10 % общей стоимости проекта, и, самое главное,  под новую коммуникацию необходима новая трасса, что при сегодняшней плотности застройки  в городах становится проблематично. Поэтому желательно, чтобы коммуникация осталась на том же месте и выполняла  возросшие требования по пропускной способности. Нет смысла приводить сравнительные цифры  по строительству нового трубопровода и ремонту старых разными методами. Понятно, что состав  работ в этих случаях настолько различен, что новое строительство обходится  дороже, как правило,  в несколько раз. Помимо этого новое строительство обременяется кучей согласований, даже если трасса проходит всего в нескольких метрах от старой коммуникации. В связи с ростом частной собственности в городах, эти вопросы иногда решить просто невозможно, либо они облагаются такими финансовыми затратами, которые в несколько раз выше стоимости  строительства новой коммуникации.

Вторая: новое строительство сложившейся жилой застройки сталкивается в последние годы с все более нарастающим негативом со стороны жителей.  Люди не понимают, почему в их дворах всё время копают. Копают связисты, теплосетевики, канализационщики, водопроводчики, энергетики по своим планам, не согласованным друг с другом. И редкий двор или улица в Украине  не перекапывается  хотя бы раз в три года. Естественно, что при очередных раскопках социальная напряженность все более возрастает. Да и после завершения строительства грязь и просадки на газонах  и проезжей части  в местах раскопок траншей раздражают людей  еще долгие годы.

Третья: Есть еще один немаловажный фактор, оказывающий в последние годы все большее влияние на выбор метода работ – это экология.

Жители в городах борются за каждый куст и дерево в их районе. Да к тому же для этого созданы специальные организации, контролирующие этот процесс. В крупных городах спилить хорошее дерево  практически невозможно, поскольку компенсационная стоимость дерева очень велика. Фактически невозможно работать в жилых районах застройки  в ночное время, а также на устаревшем оборудовании, которое создает большую загазованность и шум. При выборе метода работ мы должны учитывать все эти факторы, и необязательно экономический является главным.

Никто сейчас не сможет отрицать, что достижения научно-технического прогресса лавиной внедряются во все сферы деятельности , однако подземное строительство и ремонт инженерных коммуникаций в подавляющем большинстве регионов Украины остаётся на уровне середины 20-го века, то есть когда народ ещё не знал, что такое калькулятор и все пользовались счётами. Сейчас в любом отделе или маломальском магазине без компьютера никто не может обойтись, а в водопроводно-канализационно-кабельном хозяйстве в большинстве случаев используется экскаватор «Беларусь» и лопата. И это никого не беспокоит, потому что считается, что лопата – это дешевле. Но компьютер тоже гораздо дороже счёт. То есть, если мы  хотим перейти на другой качественный уровень жизни и производства работ соответственно,  то просто необходимо использовать и прогрессивные  технологии, которые обеспечат нам этот переход.

И здесь мы сталкиваемся с отсутствием государственной программы по внедрению таких, безусловно перспективных для нашей страны, бестраншейных  технологий. Всё, что наработано за последнее время в этом направлении – это результат деятельности некоторых водоканалов, прогрессивных строительных организаций и дилеров ведущих зарубежных компаний. Поддержки или тем более инвестиций со стороны государственных органов до сих пор не было. Это является основным сдерживающим фактором во внедрении бестраншейных технологий. Ведь невозможно проектировать объекты, не имея никакой законодательной базы и расценок, а значит, проектировщики и закладывают в свои решения всё ту же лопату и экскаватор.

В 2004 г. была создана первая на территории Украины организация по внедрению бестраншейных методов прокладки и замены подземных инженерных  коммуникаций – Ассоциация «Одесское общество бестраншейных технологий», ныне переименованная в Ассоциацию «Современные бестраншейные технологии». Она объединяет порядка двадцати предприятий из разных городов нашей страны,  успешно применяющих бестраншейное оборудование. В составе Ассоциации работает экспертная группа, в которую входят представители научно-исследовательских и проектных институтов.

Так в чём же суть метода бестраншейных технологий?

Бестраншейные технологии – это индустриальный метод прокладки и ремонта трубопроводов и кабелей при минимальном выполнении земляных работ в условиях плотной городской застройки, при пересечении железнодорожных магистралей, автодорог, рек, озёр и многих других объектов, суть которого состоит в предварительном бурении скважины с последующим протягиванием трубопровода. Таким способом можно проходить до 1,5 км на глубине до 20 метров под землёй без подъёма на поверхность и выполнять работы по прокладке и замене трубопроводов различного назначения с максимальным диаметром 650 мм.

С октября 2006 года в нашем городе начала свою деятельность первая организация, которая развернула масштабную программу по внедрению бестраншейных технологий в г. Харькове и Харьковской области. Было организовано специализированное подразделение по бестраншейному строительству, ремонту и восстановлению трубопроводов различного назначения методом ГНБ (горизонтально направленного бурения). Это — способ образования скважины с запроектированными характеристиками и возможностью изменения траектории трассы в процессе её прокладки. Применяемое в Харькове оборудование, разработанное британскими специалистами, позволяет делать управляемые в плане и профиле проколы длиной до 100 м, попадая точно в цель. Иными словами, речь идёт не о прямолинейном, а о криволинейном проколе. То есть это оборудование создано для работы в условиях уплотнённой городской застройки, существующей инфраструктуры инженерных коммуникаций, наличия исторических памятников и  объектов культуры.

Бестраншейные технологии являются экономически более выгодными (в 2,5-3 раза) по сравнению с традиционным методом, это объясняется экономией средств, которые при открытом способе прокладки коммуникаций шли на обустройство траншей, восстановление вскрытых дорог и т.д. Кроме того, бестраншейные методы прокладки коммуникаций сокращают время производства работ в десятки раз и в разы количество рабочего персонала, значительно повышают уровень безопасности работ (отсутствие траншей и механизмов на трассе прокладки), а также не наносят ущерба окружающей среде. Срок же эксплуатации полимерных трубопроводов, применяемых при бестраншейных проходках и заменах старых сетей, гарантированно составляет более 50 лет. Снижается риск аварий. Они обладают высокой стойкостью к коррозии, постоянной пропускной способностью ввиду отсутствия обрастания внутренней поверхности, экологической чистотой, гигиеничностью,  лёгкостью и гибкостью.

Применение технологии ГНБ для ремонтных работ позволяет существенно снизить величину ремонтного фонда, а также себестоимость продукции предприятий водопроводно-коммунального хозяйства. А учитывая государственное регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение и фиксированный уровень рентабельности организаций водопроводно-коммунального хозяйства, это вызовет снижение тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей.